Межпоколенческий мастер-класс по фотоискусству

Уже на другой день после презентации проекта «Межпоколенческая Школа искусств» общественная организация «Женская палитра» собрала своих будущих учеников на вводный мастер-класс по фотоискусству.  Его провёл известный донской фотограф, победитель и лауреат многих Всероссийских и международных выставок, а так же наш педагог по фотографии Юрий Михайлович Ермолаев.

Мастер-класс преследовал цель заинтересовать собравшихся художественной фотографией, показать её особенности как вида изобразительного искусства, и главное дать понять, что несмотря на все премудрости, существующие в постижении любого дела, в тот числе и фото, «не боги горшки обжигают». Фотографическое направление в нашей Школе искусств изначально появилось для того, чтобы расширить возможности для вовлечения в творческую деятельность наибольшего числа людей из тех, кого не привлекает живопись и вышивка.

Познакомить собравшихся с широкой палитрой фотографической деятельности нам помогла выставка фотографов Новочеркасска в выставочном зале дома-музея И.И. Крылова. 2 июля этот музей превратился в класс для начинающих фотографов Межпоколенческой Школы искусств. На занятия многие пришли с членами своих семей. Например, Лопатина Ольга (37 лет) пришла с дочерью Аней (10 лет), а Бурдун Тамара Гавриловна (70 лет) - со своей невесткой Ириной (36 лет) и двумя внуками – Марком (8 лет) и Соней (4 года).

Главная задача фотографа, на которую указал Юрий Михайлович Ермолаев, это увидеть необычное в обычном сюжете. Уж насколько «избитой» темой является наш собор, но и тут как оказалось возможны неожиданные открытия. О них свидетельствуют фото Анжелы Гринченковой, выполненные с разных точек зрения, в том числе и из-под  самого купола, куда она «вознеслась», влекомая жаждой необычного кадра.

Юрий Михайлович отметил тот факт, что если раньше фотографами были преимущественно мужчины, то сейчас в фотоискусстве всё больше утверждаётся женский взгляд через объектив на этот мир. Так, и среди авторов, представленных фото, и среди участников мастер-класса большинство составляют представительницы этой половины человечества.

Наш Вознесенский собор вполне может быть рекомендован в качестве объекта, пока ещё «наземной», фотосъемки для начинающих. Юрий Михайлович рассказал о том, как на основе общего сюжета, которым может быть и собор, создать тематическую серию. Для этого необходимо выбрать главный снимок и фото дополнительного плана, в которых следует избегать однотипных повторов, которые присутствуют в серии, посвящённой казачеству.

Ещё одна важная задача начинающего фотографа выразилась в следующем обращении нашего педагога к своим слушателям: «Вы должны понимать, что фотографы такие же люди, как и вы, и не бояться их критиковать, учиться замечать недостатки в работах других». В этом тоже состоит учебный процесс, следуя его логике, монолог нашего фото наставника постепенно стал переходить в диалог с собравшимися, и обсуждение представленных на выставке работ.

Сравнивая репортажный и постановочный подходы в творчестве Михаила Кандюрина и Светланы Раубо, участники мастер-класса отдали свои предпочтения увиденному и остановленному мгновению, а не искусственно созданному.

Споры о том надо ли создавать и выставлять фотографии на социальные темы вызвали работы Павла Дзюбы, которые можно объединить в серию на тему «Где мы живём и как мы живём?». Одни считают, что снимать неприглядную действительность не к чему, а другие  напротив говорили о необходимости проведения тематических выставок острой социальной направленности. Кризис, проявленный во внешней среде, есть отражение кризиса души человека, поэтому от покосившихся заборов и разбитых окон на фотографиях Павла Дзюбы споры перешли к теме одиночества, кипятящего воду в аквариуме на фото Антона Киясова.  И только купчиха, бесстыдно выставившая на всеобщее обозрение свои роскошные формы, среди общего хаоса внутреннего и внешнего бытия, окруживших её фоторабот, пыталась отвлечь зрителя от всех этих забот. Однако, в ходе общей дискуссии о достоинствах и недостатках работ, и о том, что кому понравилось и не понравилось, ей это слабо удалось.

Родилась ли в этом споре истина? Вопрос риторический, однако, понять то, как можно увидеть необычное в обычном сюжете, на примере обсуждаемых фоторабот смогли все.

Юрий Михайлович не оставил за кадром мастер-класса и многие другие важные вопросы, начиная от видов и жанров фотоискусства, особенностей использования различной оптики, естественного и искусственного освещения объекта для достижения тех или иных эффектов, ролью и мерой использования цвета и компьютерной обработки фотографий, и заканчивая подбором фона паспорту при оформлении фоторабот. 

Впереди у начинающих фотографов занятия и работа на летней натуре, для того, чтобы в октябре они смогли порадовать себя и зрителей, и обсудить достоинства и недостатки уже собственных фоторабот. Мастер-класс под руководством Юрия Михайловича Ермолаева дал положительный импульс нашему межпоколенческому фотоначинанию.

Наталья Ермак, 2 июля 2011г.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz